10. Девушка с татуировкой дракона
Первая экранизация одноименного романа Стига Ларссона («Мужчины, которые ненавидят женщин», если в оригинале) от Нильса Ардена Оплева стала наиболее известна в России благодаря показу на Первом канале. Поэтому когда вышли трейлеры версии от Финчера, люди слегка удивленно развели руками: «Зачем?». Понятно зачем – всегда приятно заработать денег самим на популярной лицензии. Вселенная «Миллениум» – чертовски благодатная почва для экранизаций. Хитрые расследования, актуальные вопросы отношения в семье и за ее пределами – первое, что приходит в голову при упоминании романов Ларссона. Это не говоря уже о харизматичных интересных персонажах, главная из которых является, конечно, Лисбет Саландер.
Лучший хакер на свете, человек страшной судьбы, немножко супергероиня – Лисбет (Нуми Рапас) – помогает журналисту Микаэлю Блумквисту (Микаэль Нюквист) в его расследовании. Опального журналиста, которому грозит огромный штраф и трехмесячный срок за клевету на одного магната, нанял миллионер Хенрик Вангер. Старейшина знатной семьи захотел расследовать пропажу любимой племянницы. Проблема в том, что произошло это сорок лет назад.
В отличие от американской версии шведская «Девушка» все-таки больше детектив, чем что бы то ни было еще. Конечно, Оплев прилежно перенес на экран отличительные черты прозы Ларссона, что и выделяет его трилогию среди обычных историй о расследованиях. «Старые добрые» европейские семейные обычаи врываются в прогрессивный мир, где девушка с татуировкой дракона во всю спину и пирсингованным лицом пытается доказать свое право на место в этом мире. Шведская Лисбет – не бесчувственный робот, а вот тот плот-твист, на котором основана развязка, шокирует не только зрителя, но и повидавшую всяких ужасов девушку и многоопытного журналиста. Режиссер позволяет быть героине слабой и чувственной, изображая совершенно нереалистичного человека, способного разрушить любую систему.
9. Затмение
От большого хита, открывшего миру классную Нуми Рапас, к неочевидному фильму, в очередной раз призванному расширить диапазон актерского мастерства нашей любимой Гермионы. Правда, в случае с «Затмением» примечателен не только каст в лице Эммы Уотсон, Дэвида Тьюлиса и Итана Хоука, но и имя постановщика Алехандро Аменабара. Режиссер известен благодаря мистическому триллеру с неожиданной концовкой «Другие», подтвердившему звездный статус Николь Кидман, и ремейку своего же фильма «Ванильное небо».
Сатанисты захватили городок в Миннесоте в далекие девяностые, буквально. Теперь даже копы не суются туда без крайней необходимости. Стражи порядка на всякий случай еще и Библию с собой берут, помимо табельного. А что делать, когда люди ходят по улицам в черных балахонах, проводят страшные ритуалы и шепчут тайные заклинания в сторону мирных граждан. Но где-то пацаны прокололись, и юная Анджела (Эмма Уотсон) сбегает от жутких фанатиков. Местный священник внимательно выслушивает страшные истории о ритуальных изнасилованиях, убийствах и поедании младенцев, но сделать ничего не может – для любого следствия это только слова. Тогда опытный детектив Брюс Киннер (Итан Хоук), осмелившийся взять это дело, решает пойти к мастеру регрессивного гипноза Рейнсу (Дэвид Тьюлис), чтобы восстановить хронологию событий и доказать вину сектантов.
Сначала кажется, что весь сюжет будет вертеться вокруг психической травмы главной героини и погружения в ее прошлое. Но это закрученный детективный сюжет с щедрой порцией мистического хоррора. Аменабар не был бы признанным мастером, если бы не нашел достойного сюжетного поворота для жуткой истории. Более того, постановщик умудряется не уйти в самоплагиат и не повторить концовку «Других». Возможно, режиссер упустил вау-эффект, отказавшись играть по правилам, но не это ли самый крутой ход для автора?
8. Журналист
«Журналист» – классический нуарный детектив, вышедший в России спустя два года после мировой премьеры. Главный герой Портер Рен (Эдриан Броуди) – журналист, охотник до дешевых сенсаций. Ну потому что он видел истинное лицо Нью-Йорка, где улицы – продолжение сточных канав, осталось дождаться, когда они окончательно заполнятся. Только и успевай снимать пену. Невольно вспоминается «Стрингер» Тони Гилроя с блистательно маниакальным Джейком Джилленхолом. Но в отличие от героя «Стрингера» Рен просто пытается как-то выжить и прокормить семью, но умеет только собирать горячие новости.
Как и в любом нуаре героя ждет встреча с роковой женщиной, которая втягивает давно потерявшего всю жизненную энергию человека в водоворот событий. Бывший наблюдатель и падальшик теперь должен стать протагонистом и расследовать убийство ради спасения жизни родных.
Можно предъявить дебюту режиссера за излишнюю приверженность канонам, очевидно, обожаемого жанра, но финальный поворот стоит всех обязательных для классического детектива па.
7. Невидимый гость
Похоже, европейцы последние лет десять как-то шибче делают жанровое кино, простейшими методами добиваясь нужного эффекта. Особенно, это заметно в детективном жанре. Поэтому не удивительно, что Нетфликс все чаще вкладывается в неизвестных постановщиков. Вот, например, испанский режиссер Ориол Паоло выдал крепкий триллер-детектив и нигде не прокололся.
Молодой бизнесмен Адриан Дория (Марио Касас) уличен в прелюбодеяниях на стороне. Хуже того, любовница убита, и он под подозрением. Значит, Адриану нужен адвокат, который не проиграл ни одного дела. Вирджиния Гудман (Ана Вахенер) как раз такой специалист, более того, это будет ее последнее дело, а значит, ради репутации женщина приложит все возможные силы, чтобы доказать невиновность клиента.
Ориол Паоло виртуозно жонглирует флешбеками, запутывая зрителя. Все, чтобы поворот, который приготовил постановщик, сработал катарсически. При этом режиссер не играет в высокоинтеллектуальную игру, подобно Нолану в «Помни». Это не умственый, а чувственный аттракцион, когда лучше бы не знать разгадку, так как она слишком ужасающа.
6. Девушка в тумане
«Девушка в тумане» – редкий случай, когда автор романа сам делает экранизацию. Донато Карризи как раз из таких уникумов. Дебютант не стал переосмыслять свой холодный детектив и насыщать его хайповыми темами, а сосредоточился на истории. И это пошло только на пользу, потому что показанного в фильме достаточно, чтобы оставить зрителя в шоке.
Первый же кадр фильма демонстрирует макет горного городка Авешот. Именно здесь и пропала девушка из благопристойной семьи Анна Лу. Карризи сразу дает понять, что в этом местечке «совы не то, чем кажутся», а у каждой семьи свои скелетики в шкафах.
Расследовать дело прибывает известный инспектор Фогель и начинает творить какую-то дичь. Не ведет допросы, не ищет улики, а допускает утечку информации в прессу. Более того, следом делает ряд заявлений, которые призваны заставить паниковать похитителя и успокоить публику. Народу ведь нужно покарать кого-то как можно быстрее. Местный профессор Мартини, чей внедорожник был запечатлен на видеороликах юного поклонника, просто идеально подходит на роль козла отпущения.
Жизнь профессора и без этого была не очень-то сладкой. Переезд в Авешот должен был спасти брак четы Мартини, но напрочь порушил отношения отца и дочери. По сути человек стал разменной монетой в игре хитроумного манипулятора Фогеля, который по эффективной схеме не ищет виновника, а назначает. И вроде как улик нет, а вот проблема общественного мнения есть. Да и семья уже с опаской относится к отцу.
Развязка детективного сюжета поистине может заставить зрителя кусать ногти от напряжения и ужаса. Но страшнее всего, что во всей этой грязной истории никого не интересует сама жертва, девочка Анна Лу. Злодейство становится галочкой в резюме или источником наживы, люди же, требующие справедливости, на самом деле просто отстраняются и кричат о беззаконии с безопасного расстояния. С другой стороны Карризи стоило все-таки уменьшить количество роялей в кустах, которые в рамках книги, может, и позволительны, в фильме выглядят просто лишними.
5. Разумное сомнение
Главный мазафакер планеты Земля, как известно, снимается в каком-то фатальном количестве фильмов. С ним могут поспорить только несчастный Эрик Робертс и человек-долг Николас Кейдж. Но в отличие от вышеозначенных героев актерской каторги Сэм Джексон, кажется, просто очень любит сниматься в кино. В его послужном списке находится место для шумных комикс-блокбастеров от «Марвел», бесконечных экранизаций Стивена Кинга на пару с Джоном Кьюсаком, мамблкор драм и откровенного трэша. А сняться у Тарантино, Бертона и Шьямалана – вообще плевое дело. И вот маленький детективный триллер о человеке, потерявшем все ориентиры в жизни, представляет нашего обожателя слов на Н и Ф в неоднозначном образе.
Молодой перспективный помощник окружного прокурора Митч Бродкен (Доминик Купер) не проиграл еще ни одного дела. На днях Митч стал отцом и решил отметить это дело с друзьями. Жаль, что после веселой попойки он решил сесть за руль своей роскошной машины, чтобы всякие подозрительные ребята не зарились на честно заработанное. Но злой рок карает слишком удачливых и слишком пьяных – Митч сбивает какого-то бедолагу. Понимая, что ничего хорошего этот инцидент его карьере не сулит, прокурор вызывает скорую из телефона-автомата и сбегает с места преступления. На утро герой узнает, что ночью был задержан автомеханик Клинтон Дэвис (Сэмюэл Л. Джексон), в багажнике которого был найден труп того самого парня, которого сбил Митч. Теперь молодому профессионалу придется проиграть дело так, чтобы скрыть свою причастность и не допустить, чтобы невиновный пострадал.
Вполне понятная моральная дилемма в картине быстро уступает место жутковатому расследованию, раскрывающему самые темные тайны душ героев. Поворот событий в детективном деле изводящего себя прокурора может стать неожиданным.
4. Таинственная река
Шокирующая драма на крайне неудобную тему по одноименному роману Дэнниса Лихэйна принесла Шону Пенну долгожданную премию «Оскар». Одна из лучших режиссерских работ Клинта Иствуда стала первой в череде неспешных глубоко задумчивых поздних фильмов автора. Маленькие Джимми, Шон и Дэйв пишут свои имена на сыром бетоне в знак дружбы. Но Дейв не успевает дописать свое имя, его увозят двое полицейских. Домой мальчик вернется только через четыре дня, и его жизнь уже не будет прежней.
Взрослый Дейв (Тим Робинс) до конца так и не избавился от последствий того рокового дня: он до сих пор носит бейсболку, как в детстве. Джимми (Шон Пенн) – бывший зэк, владелец лавки, почти законопослушный гражданин и семьянин с женой и девятнадцатилетней дочерью. А вот Шон (Кевин Бейкон) стал детективом и, кажется, на нем меньше всего отразились события детства. Именно Шону и предстоит расследовать убийство дочери Джимми. Ситуация осложняется тем, что Джимми от горя съехал с катушек и взял правосудие в свои руки, притянув свои связи в криминальном мире. А вот Дейв в ночь убийства пришел домой весь в крови, и этот факт объяснить он не может.
На первый взгляд тяжеловесное повествование Иствуда на самом деле дает прочувствовать весь ужас ситуации – не только Дейв сел в ту машину, а все три друга в ней прокатились. Расследование Шона неизбежно приведет к раскрытию тайн маленького городка, которые иногда не стоит ворошить. Главный вопрос в том, смогут ли эти люди жить своей прошлой жизнью в мире, который постоянно сами же и меняют. Когда-то придется взять ответственность за каждый шаг, но всему свое время.
3. Скрюченный домишко
Куда же без Агаты Кристи в подборке детективов? Но если «Убийство в Восточном экспрессе» – один из самых популярных и экранизируемых романов писательницы (буквально в том же 2017 году вышла версия от Кеннета Браны), то о «Скрюченном домишке» знают в основном ярые поклонники.
Итак, дедушка молодой Софии (Стефани Мартини) скончался на днях. Он был дьявольски богат, девушка подозревает, что деда отравил кто-то из членов семьи. София обращается к бывшему жениху, частному детективу Чарльзу Хейуорду (Макс Айронс). По классике сыщик прибывает в особняк знатной семьи для расследования. Не смотря на не лучшие отношения между молодыми людьми, девушка сообщает Чарльзу о скверном характере всех членов своей семьи. Они вроде как чрезмерно жестокие.
Фильм довольно точно следует канве романа. Главное изменение коснулось времени событий. Конец пятидесятых двадцатого века необходим режиссеру, чтобы показать Британию, вернувшейся к своим корням после Суэцкого кризиса, когда был скинут диктат заморских богатеев. Прошлогодняя ироничная деконструкция жанра «ху-дан-ит» от Райана Джонсона «Достать ножи» несколько меркнет на фоне «Домишки». Дело в том, что режиссер Жиль Паке-Бреннер настолько увлечен причудливыми обитателями того самого дома, что, подчас не стесняется подтрунивать над первоисточником и другими мэтрами детективного жанра. Доходит до прямой шутки по поводу садовника, который обычно виновен, но в этом фильме хозяйка дома лично постригает кусты огромным секатором.
Финальный поворот, некогда скандальный, в фильме все еще работает и может удивить.
2. Не говори никому
Европа не перестает радовать твистовым жанровым кино. На этот раз звезда фильма «Влюбись в меня, если осмелишься» Гийом Кане отличился в жанре напряженного детективного триллера с неожиданной развязкой.
Александр Бек (Франсуа Клузе), обычный педиатр, не может смириться со смертью жены. Серийный убийца жестоко убил драгоценную Марго в лесу, пока сам Александр, оглушенный ударом по голове, плавал в озере без сознания. Маньяк был, конечно, пойман, но спустя восемь лет в районе озера находят два тела людей, убитых явно давно. Более того, в кармане одного из них находится ключ от банковской ячейки Марго, где лежит ружье и несколько фотографий, на которых женщина запечатлена сильно избитой.
Александру же присылают видеозапись с какой-то женщиной, до боли похожей на его супругу. У доктора развивается паранойя, он верит, что Марго жива. За ним самим начинается слежка. Подругу Марго убивают, полиция подозревает Александра, так как в его квартире найден пистолет, из которого было совершено убийство.
И вот так фильм накручивает и накручивает темп, не позволяя зрителю оторваться ни на секунду от экрана. Пожалуй, финальный поворот столь же шокирующий, сколь и сентиментальный, но это же французы, как ни крути. Пусть даже фильм четко движется по голливудским рельсам.
1. Страх перед водой
Экранизировать роман Жана Лемье «В конце всегда приходится платить» режиссер Габриэль Пеллетье решил, чтобы поддержать квебекский кинематограф. Мол, мало фильмов про полицию и детективов.
Сержант Андре Сюрпрена живет на Мадленских островах с дочерью и не стремится к большим успехам в карьере. Но на его тихом острове происходит преступление: дочь мэра найдена изнасилованной и убитой на скале. Прибывший инспектор из Монреаля считает, что это дело рук маньяка, а, значит, потенциальный висяк. Но Сюрпрена не согласен с такой постановкой вопроса и начинает собственное расследование, несмотря на боязнь воды, с которой так или иначе приходится контактировать.
Интересный пример детектива, в котором внимательный зритель может собрать картинку раньше сыщика, но это не портит шокирующий эффект от развязки. Более того, режиссер беззастенчиво показывает, что местным служителям закона не до расследований. Копаться в себе, разбираться с отношениями – вот это важно. Главный бой герой примет не просто с антагонистом, но и с собой, а конкретно со своей боязнью той самой воды.