Музыка, наравне с сюжетом и запоминающимся персонажем, может стать визитной карточкой хоррора. И оставаться узнаваемой с нескольких нот спустя практически пять десятилетий после премьеры. Это подтверждают лидеры рейтинга НСТ — ими стали мелодии из фильмов ужасов 60-70-х годов прошлого века: «Челюсти» Стивена Спилберга, «Хэллоуин» Джона Карпентера и «Психо» Альфреда Хичкока. Основываясь на данных зарубежных рейтингов мировых тематических изданий, редакция киноканала выбрала 10 самых часто встречающихся в них саундтреков и провела онлайн-исследование – респонденты должны были назвать фильм, прослушав 15-секундный музыкальный отрывок.
7. Психо
Когда Джон Карпентер говорил о своих кумирах, он упоминал музыку из фильмов «Челюсти» и «Психо» — неслучайно все три саундтрека оказались на вершине рейтинга НСТ (в других источниках музыка из этих фильмов также занимает верхние строчки). Визжащие струнные в сцене убийства Джанет Ли оказались знакомы 28% опрошенных. Известно, что Хичкок изначально хотел, чтобы саундтрек к фильму основывался на джазе, но композитору эта идея не понравилась. И потому вся музыка к фильму исполнена на струнных инструментах.
Режиссёр планировал, что убийство будет проходить в тишине, чтобы слышны были только звуки ударов, воды и крики Джанет Ли, но Херрманн решил иначе: он добавил жестокие щелчки струнных, которые соответствуют ударам на экране, что делает этот момент ещё реалистичнее. После озвучки Хичкок удвоил композитору гонорар, а после выхода фильма на экраны признался, что в успехе картины на 30% сыграла роль музыка. Херрманн написал саундтреки ко множеству культовых фильмов, среди которых «Гражданин Кейн» Орсона Уэллса, «Мыс страха» Дж. Ли Томпсона, «Птицы» Хичкока и «Таксист» Скорсезе, однако именно его работу в «Психо» называют главным шедевром композитора, который оказал влияние на всю музыкальную часть киноиндустрии в целом.
6. Пила: Игра на выживание
Немного отстала от лидеров «Пила» — музыку из этого фильма вспомнили 23% опрошенных. Это единственный саундтрек из фильмов 2000-х, который попал в наш рейтинг, возможно потому, что главная тема — ‘Hello Zepp’ — используется в каждом фильме франшизы (всего их 9).
Композицию написал музыкант Чарли Клоузер, игравший в составе таких групп как Nine Inch Nails, Marilyn Manson, White Zombie, Rob Zombie и участвовавший в создании саундтреков к фильмам «Прирождённые убийцы», «Части тела», «Матрица», «Операция «Валькирия» и др.
5. Кошмар на улице Вязов
За свою музыкальную карьеру Чарльз Бернштейн написал музыку к более чем сотне фильмов разных жанров, но саундтрек из «Кошмара на улице Вязов» стал, пожалуй, самым узнаваемым из фильмов ужасов 1980-х. В опросе киноканала НСТ его опознала пятая часть участников — 21%.
Основная мелодия, напоминающая колыбельную, звучит угрожающе благодаря оркестровке, созданной на простом синтезаторе, — возможности записи живых инструментов у композитора не было ввиду ограниченного бюджета. Синтезированные звуки, спокойная мелодия и медленный темп — именно так нагнетался страх в подростковые кошмары об убийце Фредди Крюгере. За 35 лет альбом с инструментальными композициями перевыпускался на разных лейблах несколько раз, последний — на виниле в 2019 году.
4. Омен
Главную тему саундтрека композитор Джерри Голдсмит оформил в виде церковного хорала, вставив туда несколько фраз на латыни, извращающих текст католической мессы: ‘Sangius bibimus, corpus edimus, tolli corpus Satani’ («Пьём кровь, едим плоть, возвышаем тело Сатаны»).
Джерри Голдсмит, чья голливудская карьера длилась более 50 лет, создал музыку к фильмам «Планета обезьян», «Китайский квартал», «Звёздный путь», «Чужой», «Рэмбо», «Основной инстинкт» и др., восемь раз номинировался на «Оскар», но получил заветную статуэтку только за саундтрек к «Омену». Сам композитор был удивлён, поскольку даже не предполагал, что члены киноакадемии выберут музыку такой тематики. В опросе киноканала НСТ григорианские песнопения Голдсмита с сатанинским текстом, исполненные с вагнеровским пафосом, опознали 18% респондентов.
3. Пятница 13
Характерный шёпот из фильма «Пятница, 13» узнали только 17% участников опроса, хотя это самый известный момент в истории киномузыки. Мы слышим его как «Chi-chi-chi, ha-ha-ha», но композитор Гарри Манфредини утверждает, что произносится «Ki-ki-ki, ma-ma-ma».
Такое ошибочное восприятие возникает в результате звукового обмана: фразу в два слога записал сам Манфредини, а затем с помощью звуковой программы включил эффект задержки. По его замыслу — это голос самого Джейсона Вурхиза, который повторяет своей матери «убей, мамочка» («kill-kill-kill, mom-mom-mom»). Тема возникает, когда в кадре появляется убийца или предполагается его присутствие.
2. Изгоняющий дьявола
Среди участников опроса киноканала НСТ мелодию из этого фильма узнали только 13%, хотя в своё время она была хитом среди любителей хорроров. Для своего фильма Уильям Фридкин сначала пригласил аргентинского композитора и пианиста Лало Шифрина, который уже прославился к тому времени саундтреком к сериалу «Миссия невыполнима» 1966 года. Шифрин написал музыку для трейлера, и она показалась создателям настолько пугающей, что от его услуг решено было отказаться.
Фридкин спешно искал композитора, который мог бы создать минималистичный саундтрек и наткнулся на альбом Tubular Bells молодого музыканта Майка Олдфилда. Именно мелодия с этой пластинки стала потом главной темой «Экзорциста» и сделала 19-летнего композитора звездой. Если прислушаться, сама по себе композиция Tubular Bells Майка Олдфилда звучит вовсе не страшно, а достаточно динамично и даже жизнерадостно, но сочетание со зловещей историей о 12-летней девочке, в которой живёт сам Дьявол, делает этот фортепианный мотив по-настоящему жутким.
1. Крик
Режиссёр Уэс Крейвен хотел, чтобы музыку к фильму, созданному в жанре чёрной комедии, высмеивающей штампы фильмов ужасов, написал неизвестный и малоопытный композитор. Его выбор пал на Марко Белтрами, который в своё время учился у Джерри Голдсмита. Музыка к «Крику» стала его первой работой в полнометражном кино. Перед ним стояла непростая задача — разоблачить музыкальные клише в хоррорах.
Так, в те моменты, когда напряжение нарастает, темп и громкость увеличиваются, зритель ожидает увидеть убийцу либо какого-то неожиданного действия, но… ничего не происходит. В заглавной же теме Белтрами вдохновлялся музыкой из вестернов в стиле Эннио Морриконе, тем самым также намеренно игнорируя традиционные стили партитуры фильмов ужасов. В нашем рейтинге узнаваемости музыка из «Крика» занимает предпоследнюю строчку — её вспомнили только 9% опрошенных.